Загадка портрета
Портрет – главный жанр изобразительного искусства. В нем наиболее четко проявляется граница между искусством и ремеслом. В ремесле мастер стремится к точному воспроизведению эталона. Здесь есть предел – совпадение изображения с эталоном, воспринимаемое как совершенство. В искусстве же нет предела совершенству. Быть может, потому что, как утверждают корифеи эстетики, оно есть воплощение красоты, суть которой – еле уловимое, гармоничное отклонение изображения от эталона, отражающее неповторимый (!) почерк художника.
Но почему нас радует это отклонение? Природа не одаряет радостями бескорыстно: за удовольствием от еды стоит инстинкт самосохранения, за упоением любовью – инстинкт продолжения рода... Что же скрывается за радостью от восприятия красоты? Об этом спорят третье тысячелетие. Сократ отождествлял прекрасное и полезное, Аристотель совмещал реализм с бескорыстным удовольствием от созерцания художественности, а Кант и вовсе отвергал ее полезность.
Ответ в предыстории. Женщина была красивой уже тогда, когда мужчина ещё не придумал слова «красота», но дрался за обладание той, которая чуть-чуть отличалась от среднего облика соплеменниц. Доставляя удовольствие этим отличием, Природа стимулировала соперничество за женщину, и в те времена права на отцовство добивались лишь смелые, сильные, сообразительные. Не об этом ли в наши дни напоминает пословица «У робкого мужчины не будет красивой жены», и то, что юноши дерутся иногда из-за подруг?
До сих пор о колыбели красоты напоминает искусство портрета, в котором идеал прекрасной женщины занимал художников всех известных нам эпох. И что бы ни создавал одаренный вкусом человек, он невольно действует по тому же закону, по которому бог сотворил женщину – «первообраз красоты». Может быть, поэтому настоящего художника называют творцом, а его произведения божественными, будь то комедия Данте или Мадонна Рафаэля.